Verification: 810093731583f1a0

Путешествие в Карловы Вары

2.07.2013            Всё!, Путешествия

Главная страница » Всё! » Путешествие в Карловы Вары

Наше путешествие было запланировано несколько месяцев назад, и, хотя погода вносила свои изменения, решение было принято и оно состоялось. Наступило время «Ч», посидели на дорожку – и через 30 минут таксист высадил меня возле «Минска- 1» Капитан нашего звездолета «Сесна-172М» был уже на месте, заметно нервничал, переминаясь с ноги на ногу. Стандартные процедуры по предполетному медосмотру странностей у капитана не выявили, что позволило нам проследовать в зону таможенного контроля. Вместе с нами необходимые процедуры проходил экипаж бизнес-джета, и это добавило нам значимости в собственных глазах, учитывая, что мы летели в Шопен, а джет всего лишь во Внуково. И вот мы гордо идем по аэродрому к нашему звездолету, чувствуя на себе завистливые взгляды «бизнес-джетов». Наверное, их еще не пускают за границу. Сели, проверили, запросили, вырулили, на исполнительном. Взлет разрешен – и левым разворотом мы ложимся на Брест. Через 15 минут мы набрали свои 9000 футов, и диспетчер с некоторой иронией в голосе предложил нам набрать больше. Шутку оценили. «Спасибо, нас и здесь неплохо кормят». И рванули дальше. Полет проходил спокойно, погода была прекрасная. Все шло хорошо и спокойно, как вдруг перед польской границей с нами связался диспетчер и сказал, что наш флайт-план не был передан и что Польша не дает нам разрешения на вход в их воздушное пространство. Ко всему вышесказанному, диспетчер решил нас окончательно добить фразой «Звоните полякам сами». Ситуация накалилась настолько, что капитан позволил себе некоторую ненормативную лексику, конечно же, вне эфира, упомянув что-то о нетрадиционной сексуальной ориентации. Собрав волю в кулак и приготовившись к худшему развитию событий, капитан как гладиатор, готовый к бою со львом, связался с Варшава-контролем и – о чудо! – через две минуты польский лев был повержен. Это было особенно приятно. Мы почувствовали к себе уважительное, даже заботливое отношение. И такое отношение было к нам на протяжении всего маршрута, но об этом чуть позже. Граница мелькнула под крылом, и вот – день добрый, панове! Рассчитали точку начала снижения. Заняли 1500. Болтанка. Зашли согласно схеме. И вон он Шопен – прямо перед нами. На исполнительный выруливает аэрбас, нас как взрослых ставят в зону ожидания. Правым разворотом входим в схему. Аэрбасу – «клире фо тэйкоф», нам – «джоин то даунвинд». И вот мы на прямой. Наверное, трудно объяснить людям, какой это кайф – видеть перед собой полосу и аэропорт, но это так. Лично для меня момент захода и посадка самые увлекательные. Кто это хоть раз попробовал, тот меня поймет. Колеса визгнули, «сесна» покатилась по полосе. Капитан – красавчик. Рулежку нашли, свернули – и перед нами как джин из бутылки появился «фолоу ми». Зарулили. Вообще в этот день в Шопене было два важных события: прилет «дримлайнера» и наш прилет. И хотя нас почти никто не заметил, а «дримлайнер» видели все, важность прилета «сесны» была во сто крат выше, потому что «дримлайнер» прилетает регулярно, а «сесна» из Беларуси только второй раз за всю историю. Итак, на стоянке 86. Маршалер скрестил жезлы – на стояночном, прилетели. Заправились быстро и, как настоящий экипаж «боинга», нас отвезли в терминал для частной авиации. Таможенный контроль 2 минуты, пожелания хорошего дня – и мы жмем руку представителю хендлинга. Мы улыбаемся, и он улыбается, но его улыбка – это счет на 150. Но это будет завтра… Наше путешествие изначально планировалось из двух частей. Первая – перелеты, а вторая – посещение интересных городов. И первым была Варшава. По дороге в гостиницу капитан сообщил, что будем жить в сарае, на его жаргоне это означало гостиницу с огромными коридорами и кучей номеров. Приехали: действительно сарай, но не просто, а «Редисон». Я не часто останавливался в таких сараях из 5 звезд. Гостиница оказалась классной.

Вещи брошены в номере, а мы идем смотреть старый город. Все красиво.

Ходим, смотрим, едим. За ужином обсуждаем перелет. Делаем выводы:

  • техника управления самолетом – 4;
  • мат. часть – ок;
  • работа с картами и схемами – 4;
  • радиообмен – 4 (опять вспомнили сексуальные меньшинства).

Старый город пройден вдоль и поперек. Пора в гостиницу.

Вдруг по дороге капитан заметил клубнику на витрине магазина. Хочу. И не просто хочу. Хочу целое ведро. Что я только ни говорил: и не сожрешь, и в самолете нет туалета. Ничего не помогло. С топотом ускакал менять деньги в кантор, а через пять минут уже доставал продавщицу: «Хочу вон те, с витрины». Жадность опять победила здравый смысл. И конечно, в гостинице, на середине ведра взгляд капитана как-то потускнел. Вечер. Пора планировать маршрут назавтра. Следующий пункт нашего перелета – аэродром Бидовце рядом с городом Кошице.

А теперь я хочу рассказать о первом из чудес, которые приключились с нами во время перелета. Это программа «скай демон». Я не буду долго описывать ее. Скажу лишь, то что она позволяет составить флайт-план, указывает все ошибки, исправляет их и сама подает его. А во время полета выступает в роли навигатора. Конечно, она не выполняет всю работу, но значительно ее сокращает. Из холла гостиницы план был подан за считанные минуты.

Утром брифинг, метео, стандартные процедуры проверки, АТИС – и мы готовы вырулить. Надо сказать, что аэропорт был весь в ремонте и руление представлялось достаточно нервным. Нам пришлось найти мифическую «таксивэй орандж» и пересечь взлетную полосу. Но мы справились . Варшава-граунд заботливо нас провела, и это приятно. На исполнительном. Взлетели и пошли на юг. В этот раз штурвалом был я, а капитан вел радиообмен, любовался пейзажами и выдавал ценные указания. Я был занят пилотированием, и для меня этот перелет прошел быстро и под девизом «как я люблю летать». Эту фразу капитан повторил раз двадцать. И разве здесь поспоришь? На пути мы встретили наши первые горы. Красиво. Чуть опоздали с началом снижения. Поскользили, но все равно подошли высоковато. Приняли решение сажать. Две ошибки. Первая – нужно было пройти над аэродромом изначально. Вторая – нужно было уходить на второй круг. Сели на середине полосы…

Сделали выводы и зарулили. Встретили нас очень радушно.

 

Я попросил воды. Сказали: «Вода у нас в автомате». Я говорю им: «Нет монет». А они мне: «Тогда нет и воды».

Очень колоритным персонажем оказался хозяин аэродрома. Внешность его имела легкий криминальный налет, на шее висела толстая золотая цепь, а на цепи вместо креста висел самолет. Мне показалось, что самолет вписался удивительно гармонично. Кто-то верит в бога, а кто-то в то, что он делает.

Пообщались. Наш маршрут оценили уважительно. Да, мы такие.

На волне собственной гордости капитан выдал ценные указания: заправить, залить масло, поставить в ангар. В воздухе повис вопрос: «Сколько это будет стоить?» Ответ хозяина аэродрома был не менее загадочен: «Прайс вил би гуд». Мы переглянулись и отправились к автомобилю, который нам любезно предоставили за 30 центов/километр. Перед нами стоял красавец (цвета феррари) фиат пунто какого-то суперлохматого года. Машина была вся в пыли, вместо панели полка, двери открывались со скрипом, бак был пустой, и мы сразу полюбили его как родного.

Следуя за указаниями навигатора, мы въехали в город. Кошице нас встретил не в самой парадной одежде. Я даже позволил сравнить его с нашим городом Б….. Несколько поворотов – и мы возле предварительно заказанных апартаментов. Дом в старой части города, кафе при входе, уютный внутренний дворик, рецепшен – и вот мы уже поднимаемся по лестнице со скрипучими ступенями и лампочками на скрутках, свисающих вдоль стен. То ли ремонт не закончили, то ли дизайнер постарался?.. Дверь в номер открыта – и мы офигели. «Редисон» сразу занял почетное второе место.

Я не могу не описать этот номер. Две спальни с огромными кроватями, два душа, сауна, джакузи, массажный душ, два туалета, холл, два телевизора, полноценная кухня и бутылка вина на столе. Вдобавок через пять минут нам приперли два коктейля. Хорошо-то как – и улыбка растянула наши лица до самых ушей. Все гостиницы бронировал капитан. Опять красавчик.

Два квартала пешком – и Кошице предстал во всей своей красе. Хочу заметить, что все города, которые мы посетили во время нашего путешествия, были очень красивыми, но Кошице оказался самым уютным городом. Центральная улица без машин, с ее кафешками и магазинами говорила о большой истории этого города. А мягкое солнце придавало ощущение южного курорта. Старый город пройден вдоль и поперек. Ноги сами несут. После перелета хочется ходить. И мы ходим, но все больше от кафе к кафе, выбирая что-нибудь вкусненькое. Для нас еда – это важная часть путешествия. И, как обычно за ужином, можно подвести итог уходящего дня, разобрать ошибки и порадоваться успехам. Что мы и сделали. А дальше рванули за мороженым.

Вернулись в гостиницу вечером. И хоть мы не смогли в полной мере воспользоваться всеми предлагаемыми услугами этого номера, нам все равно было приятно оставаться здесь. Остатки вечера мы провели во внутреннем дворике, вместе с кофе, готовясь к завтрашнему дню. Нас ожидал перелет более 1000 км, и маршрут проходил над Татрами.

Для меня Кошице оказался удивительным городом. К моему стыду, я ничего о нем не знаю, но я влюбился в этот город.

Утро. Звездолет уже стоял рядом с ангаром. Масло долито, бензин заправлен.

Погода стандартно хорошая. По-нашему – ПВП. Я писал, что наш сегодняшний перелет будет проходить через Татры, а это уже серьезно. И хотя капитан готовился к полетам в горной местности, мы все равно прокладывали маршрут с местными пилотами. Итак, согласно нашему плану мы должны были взлететь в Бидовце, связаться с Кошице-контролем и пойти в Татры на высоте 11 000 футов, далее нас ждали заправка в Сенице (запад Словакии) и еще один перелет в Карловы Вары. Время полета примерно 5,5 часа.

Чудо № 2. По местным авиационным правилам мы могли лететь без подачи флайт-плана. Для нас это было удивительно. Все познается в сравнении. А сравнить есть с чем. Вообще меня очень поразила та легкость, с которой, летая по Европе, можно все менять. В то же время не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что полет на самолете похож на поездку на машине. Вы должны обладать достаточно большим объемом знаний, а полет в каждую страну должен сопровождаться серьезной подготовкой и изучением AIP. В нашей ситуации эта почетная обязанность была возложена на капитана, а я по мере необходимости пользовался его знаниями как библиотекой.

Итак, все сделано и пора узнать, сколько стоит фраза «Прайс вил би гут». Делаем ставки, что круче – Варшава или Бидовце.

Интрига не получилась. Мы заплатили совсем небольшие деньги, и я даже не буду писать, какие. А если к этому добавить дружеское отношение, которое мы получили, то мы нашли не только отличный аэродром, но и новых друзей.

Попрощались. Пора лететь.

Капитан на левом кресле, я готов любоваться пейзажами. Полоса специфическая. Поэтому взлетели с асфальта рядом. Установили связь и рванули в горы. Максимальная высота гор составляла 8000–9000 футов относительно уровня моря. Поэтому мы забрались на 11 000.

Стало ясно: лететь нужно было рано утром. Подойдя к Татрам, мы увидели, что они были изрядно покрыты облаками. Облачность составляла не менее 6–7 балов. Мы шли над облаками, и они нам не мешали, но всеми красотами гор сполна нам насладиться не удалось. Но то, что мы видели, было прекрасно.

Отсутствие флайт-плана позволило нам заглянуть в самые интересные места. Горные озера с бирюзовой и темно-синей водой, извилистые дороги, сказочные дома в горах и мощные кучевые облака вокруг гор, в которые мы старались не залетать. Все эти зрелища сопровождались фразами капитана типа «Ну скажи, ну скажи, разве это не красиво?» И пусть на моем лице не всегда был написан восторг, душа моя так же пела, как и душа капитана.

Я заметил интересную вещь. Все страны сверху разные. Так, Словакия вся состоит из полей (конечно, ее равнинная местность). А в Чехии больше лесов и все города с красными крышами. Реки похожи на тонированные зеркала. В общем, красотища.

Начали снижение. Не все облака получается обойти. Снижаемся в облаках. Хорошая тренировка.

Пару слов об удовольствии. По мере приближения к аэродрому напряжение в кабине всегда возрастает. Идет определенная работа: смена частот при радиообмене, прослушивание АТИС, выход на аэродром, расчет захода, посадка и руление. Все это сопровождается радиообменом и добавляет изрядную порцию адреналина в кровь. А это и есть то, что в авиации многих привлекает. Сделал все правильно – и тебе хорошо. Мы старались все делать правильно.

Итак, подходим к Сенице. Настраиваем частоту аэродрома, пытаемся связаться. Никто не отвечает. Пытаемся еще несколько раз. Результат тот же. Капитан нервничает. Уже видим аэродром. Подходим. Наученные предыдущим опытом, решаем пройти рядом с полосой и посмотреть, что там происходит. Снижаемся и видим, что вся полоса заставлена красными колпаками, а на полосу выскакивает гоночный автомобиль и прет со всей дури. Неожиданный поворот событий ставит нас в тупик. Мы решаем пройти над полосой как можно ниже и показать, что у нас серьезные намерения сесть. Им пофиг. Машины носятся, радиостанция молчит. Вот, блин, прилетели…

Рядом травяная полоса, но в каком она состоянии, сверху не разберешь. Попасть в какую-нибудь яму – раз плюнуть. Но, как говорится, безвыходных ситуаций не бывает. Управление звездолетом передано мне, а капитан стучится к диспетчеру и говорит примерно следующее: «Мы пришли в гости, а двери дома заперты, и никто к дверям не подходит. Но мы-то видим, что в доме кто-то есть. И уходить не собираемся, потому что в этом доме нас покормить обещали, а есть ли еда в соседнем доме – сие нам не известно. А жрать мы уже хотим. Если кто не понял – бензин нам нужен». Диспетчер говорит: «Ждите». Мы наворачиваем круги вокруг аэродрома, любуемся пейзажем огромного поля для гольфа и ждем. Через 5 минут диспетчер говорит : «Ждите, я занимаюсь вашей проблемой». Через несколько минут еще раз успокаивает нас. А дальше слышим крик с аэродрома: «Велком то Сеница, клире фор ландинг он грас». Отпустило. Сели. Развернулись. Несется «фолоу ми». Полицейским разворотом он становится в обратном направлении, и мы гордо рулим за ним.

Но что интересно в этой истории, диспетчер нас не бросил и не погнал на другой аэродром, а решил нашу проблему. Он даже связывался с нами несколько раз, мол «пацаны не бойтесь, я помню о вас, и все, что могу, делаю». А вот перед польской границей ситуация была абсолютно противоположной. Не думаю, что белорусские диспетчеры – самые загруженные в мире. Делаем правильные выводы.

Заправлен. Местные аборигены фотографируются на фоне нашего звездолета, а мы фотографируем их. По стакану воды – и капитан быстро подает флайт-план до Карловых Вар. Остается еще 15 минут, мы идем в ангар. Перед нами около 8 самолетов, и не просто, а легендарных. Сред них ПО-2 и Л-29. На последнем я летал, когда мне было 18. Много лет назад… Смотрю, вспоминаю…

Пора. Жмем руки и уже через 10 минут пересекаем чешскую границу. И, конечно, не забываем поблагодарить нашего диспетчера за «кооперейшен». Облачно. Стараемся в облака не входить. Не всегда получается. Опять же опыт.

Снизились. Сильная болтанка. И нам это нравится. Аэродром Карловы Вары расположен на высоте около 2000 футов среди гор. Найти его не так просто. Нас спрямили, дали курс на файнал, и в этой болтанке мы поскакали в прямом и переносном смысле. Зашли, сели, зарулили – все «гут». А через 20 минут мы уже неслись по серпантину на такси к Карловым Варам.

К тому времени я уже привык останавливаться в хороших гостиницах, и то, что я увидел, меня не удивило и не разочаровало. Капитан знал, что заказывал.

Вещи брошены. Кошицкая бутылка вина извлечена из рюкзака и оставлена на вечер. Душ принят, и мы готовы бороздить Вары вдоль и поперек.

Город напоминает рекламную открытку.

Архитектура пражская. Гуляем с достоинством в сторону кафе «Швейк». Заходим и заказываем пиво и я – рульку, а капитан – рыбу. Есть что обсудить за ужином. Оценка Швейку – 3 бала. Работают на туристов. Смотрим дальше, но уже пивно-рульными глазами. И все хорошо и красиво, как вдруг капитан увидел тропинку в горы. Некоторые варшавские воспоминания пронеслись у меня в голове, и я сразу заподозрил, что он не успокоится, пока не добежит до вершины. Да я и не против, если бы я был один, но я же с рулькой…

Добежал. Умные люди приезжают на вершину на фуникулере (+ 200 метров). На вершине рулька осталась, а пиво куда-то исчезло. И сходили не зря. Сделали два добрых дела: погоняли павлина и подразнили пони.

Город заметно ориентирован на русских туристов. Мы постоянно встречали вывески и меню на русском, а на одной из открытых террас кафе мы услышали русские блатные песни, или, как сейчас это называют, шансон. Его исполняла непонятного возраста и национальности дама. Некоторые посетители этого кафе с удовольствием ей подпевали, стараясь передать своими лицами весь трагизм этой песни. Круто. И это самая дальняя точка нашего путешествия. Мне даже показалось, что земля круглая, и мы ее уже облетели.

Еще час, и осмотр достопримечательностей закончен. Красиво, пафосно, полезно для здоровья. Мы идем в гостиницу планировать полет. Мы еще не знаем, куда полетим завтра, и это придает нашему путешествию статус приключения.

Решено: Гданьск. Город красивый, и там есть бензин. Флайт-план составлен и подан. И у нас еще одно дело – кошицкая бутылка вина. Вино пошло на ура. Мир заиграл новыми цветами. Жить стало лучше, жить стало веселей. Хотя куда уж лучше – в Карловых Варах вино пьем, самолет на стоянке…

Надо заказать гостиницу… Капитан уткнулся веселыми глазами в айпад, а я включил телевизор. Шла передача «Что? Где? Когда?». Самое время что-нибудь угадать.

Проснувшись утром, я почувствовал себя героем фильма «День сурка». Все дни были похожи. Проснулись, полетали, заселились, посмотрели новый город, поели и запланировали новый полет. И не было бы ничего особенного, если бы не пункты «полетали» и «посмотрели».

На левом кресле опять я. Кэп отдыхает и ведет радиообмен. Ветер попутный. Прем как сумасшедшие. «Я пересчитал… 255 км в час… Во валим… Бензин сэкономим…», – радовался капитан. Польские деревни мелькали одна за другой, а диспетчер заботливо спрямляет наш маршрут, экономя наше время и деньги.

Начали снижение. На горизонте появляется Балтийское море. Уже виден аэропорт. Из-за болтанки топаем вприпрыжку на бэйс, затем на файнал. Посадка. Могло быть и лучше…

Гданьск встретил нас ветром. Что тут скажешь – Балтика. Никто за нами не приехал, и мы пешком отправились оплачивать услуги аэропорта. «Хендлинга у нас нет». Эта фраза нас очень порадовала. Мы экономим деньги, а это всегда приятно. Гданьск оказался недорогим международным аэропортом. Махнув рукой, в брифинге нас отправили в сторону аэровокзала, где мы и были задержаны бравым польским охранником. Увидев нас, он принял свирепый вид. На вопрос, кто мы такие, капитан гордо ответил: «Эко виски три три файф лима лима».

Вот и гостиница. «День добрый, мы бронировали номер…» – «Момент… Да, все правильно, но вы забронировали его на прошлую ночь…» Смотрим с капитаном друг на друга и понимаем, что бутылка кошицкого вина резко подорожала. Что делать, давайте нам еще одну ночь.

Как всегда ходим, смотрим, едим. Вот собрание участников регаты на пристани. Глазеем, радуемся за победителей. В морском деле и в авиации много общего: морские мили, навигация, новые страны и города. Все эти люди похожи на нас. Рядом много яхт. Белые и красивые, как наш самолет. Но медленные…

Наступает вечер. Небо затянуто. Хочется солнца, чтобы сделать несколько вечерних кадров в его мягких засыпающих лучах. Солнце выглядывает, как мы хотим, кадры сделаны. Можно и в гостиницу.

Курс зюйд-зюйд-вест. Капитан показал рукой: нам туда, гостиница должна быть где-то рядом. Идем, разговариваем – и выходим опять на пристань. Не хочет Гданьск нас отпускать. А мы и не против…

Крайней точкой нашего перелета был аэродром возле Каунаса. Там мы должны были оставить наш звездолет для проведения регламентных работ и некоторой модернизации. Занимал этот путь чуть больше часа, поэтому время пролетело быстро. На снижении мы попали в мощную кучевку. Полосу пришлось поискать. И вот мы уже катимся по полосе. Прилетели. Осталось только перегнать «сесну» к заводу. А завод – в соседней деревне. Крайние 20 минут нашего путешествия мы прорулили по обычной сельской дороге. Так все делают, кто сюда прилетает. Спереди и сзади нас сопровождали машины. Было забавно видеть улыбающихся водителей и наблюдать, как встречные машины нам уступают дорогу, съезжая на обочину, – привыкли местные. Въезжаем в ворота и останавливаемся. Вот она, крайняя точка нашего путешествия. Двигатель – стоп, свич – оф.

Итак, можно подвести итоги:

  • мы пролетели 2700 км;
  • посетили 4 города;
  • пересекли 5 границ;
  • видели Татры и Балтику;
  • получили опыт планирования и перелетов на новые аэродромы.

А теперь главное: это было приключение. Именно приключение, а не авантюра. Потому что безопасность – самый важный аспект подготовки и выполнения наших полетов. «Кийп скай сейф», как говорят они. Мы старались все сделать правильно, и думаю, нам это удалось. Удачи!

Геннадий Личко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *